Глава XI. Семетей. Первые встречи с врагами.
После смерти Мурадыла оставшиеся китайцы не могли сопротивляться и бежали. Все многочисленное войско врага было безжалостно перебито. Семетей, Бакай, Кульчоро и Канчоро пустили в свои табуны захваченных лошадей, а сами продолжали путь по направлению к своим аилам.
Попавшая в Семетея пуля Конурбая засела у него в кости. Сражаясь с Мурадылом, сгоряча он не почувствовал боли в ране. Когда же битва кончилась и батыры проехали некоторое расстояние, изо рта Семетея стали выходить сгустки черной крови, и он начал терять сознание. Бакай давал ему различные лечебные снадобья, но они не приносили никакой пользы.
Семетею было очень тяжело, что он получил рану не в бою, а по своей оплошности.
- Если бы я, сражаясь один на один с Конурбаем, даже умер, я был бы этим доволен, если же я умру сейчас - это значить, что я зря загубил свою молодость.
Он сильно грустил и горевал об этом, но не говорил ни слова своим товарищам. Болезнь Семетея все усиливалась, и Бакай, призвав Кульчоро, сказал ему:
- Мы отвезем его в потаенное место и будем ждать, а ты выбери шесть самых лучших коней и, не останавливаясь нигде ни днем, ни ночью, поезжай в аил Семетея за Айчурек. Только она одна, перешагнув через Семетея, может вывести пулю, засевшую в его теле. Если же и у нее ничего не выйдет, тогда делать нечего - значить судьба нам потерять своего тигра. Смотри, не рассказывай ничего о тяжелом ранении сивогривого ни Каныкей, ни Чийырды. Если ты им сообщишь об этом, сердце их разорвется от горя.
Кульчоро, следуя приказу Бакая, без сна и отдыха, меняя лошадей, прибыл в Талас. Увидев Кульчоро, Айчурек изменилась в лице.
- Несчастный мальчик, скажи, с какой вестью ты прибыл сюда? Вид у тебя такой печальный.
Кульчоро, отозвав Айчурек в сторону и оставшись с ней наедине, рассказал ей все, как было с начала и до конца.
- С самого начала я твердила ему: - "Не ходи ты в этот поход один", - стала причитать она. - Бейджин ведь не шуточная земля, а китайцы - серьезные враги. Я говорила ему: "Если хочешь воевать с Конурбаем и отомстить ему за смерть отца, возьми с собой войско, от которого бы сотрясалась земля, захвати достаточно снаряжения, проверь подготовку и только тогда выступай в поход". За эти слова он стал бранить меня, говоря: - "Глупая ты женщина, у тебя волос долог, да ум короток, зачем ты ввязываешься в мужские дела?" Он не только сказал мне это, но с размаха ударил меня по спине, так что чуть не убил. Я знала, что с вами случится эта беда, когда вы еще не выезжали.
Кульчоро сказал ей:
- От того, что ты, сидя здесь, будешь горевать, никакой пользы не будет. Лучше немедленно выезжай со мной и постарайся вывести пулю, застрявшую в теле Семетея.
Расспросив о месте пребывания Семетея, Айчурек, мгновенно обернувшись лебедью, полетела туда.
Кульчоро же отправился повидаться с Каныкей и Чийырды, но о случившемся ничего им не сказал. Каныкей передала ему еще много боевых припасов и питания. Навьючив все это на коней, он пустился в обратный путь.